Close

Если вы стали участником ДТП

Что делать, если вы оказались участником ДТП?

В этой малоприятной ситуации несколько советов юристов будут весьма полезны. Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие (авария). Около столкнувшихся автомашин обычно собираются любопытные, с интересом наблюдающие за вашей реакцией. Так не доставляйте же им радости своими шумными разбирательствами, даже если считаете виноватым в произошедшем другого водителя. Обычно ДТП — несчастье коллективное, и вполне возможно, что в нем частично есть и ваша вина.

         Ведите себя сдержанно. Пойдя на поводу у эмоций, вы рискуете потерять контроль над ситуацией и упустить важные детали и обстоятельства случившегося. В автомашине всегда нужно держать авторучку или карандаш (карандаш лучше — реже подводит). Весьма полезной будет и длинная рулетка.

         Если никто не пострадал или необходимая помощь уже оказана, не выясняя причин аварии прежде всего запишите номера и марки автомашин, оказавшихся рядом в момент происшествия. Также постарайтесь собрать контактные данные очевидцев.

         Не пренебрегайте данными свидетелей, даже если уверены в своей правоте, а другой водитель свою вину не отрицает. Позже ему ничто не помешает изменить показания.

         Если при себе у вас найдется фото- или видеокамера, непременно сделайте подробную съемку места ДТП. В каждый кадр желательно помещать масщтабную линейку или какой-нибудь другой хорошо известный своими размерами предмет.

         Не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД начертите схему происшествия. Предложите причастному к аварии водителю (или нескольким водителям) составить схему совместно.

Схема ДТП — это обычный план местности с обозначенной на нем обстановкой происшествия. В схеме указывается расположение транспортных средств (и пешеходов) после аварии, приблизительное их расположение до нее и направления движения. Масштаб следует выбирать такой, чтобы на схеме уместились все предметы, имеющие или могшие иметь отношение к происшедшему.

         Отметьте обязательно расположение автомашины по отношению к имеющимся рядом неподвижным объектам: тротуарам, столбам, домам, деревьям, границам проезжей части, дорожной разметке и т. д.).

         Каждое фигурирующее в схеме транспортное средство должно иметь привязку к неподвижным объектам тремя измерениями. Одно наносится параллельно линии дорожной оси, как правило, относительно передних и задних мостов автомашин, а другие два — перпендикулярно этой линии от осей колес, передних и задних.

         Укажите также на схеме относящиеся к инциденту предметы (отвалившиеся детали, осколки и т. п.), следы торможения и объекты, ограничивающие обзор дороги с водительского места (припаркованные транспортные средства, здания, сооружения, деревья, кустарникик). Еще на схеме следует указать установленные рядом дорожные знаки, светофоры, разметочные линии, указатели и расположение регулировщика движения. После этого нужно описать полученные автомашинами повреждения.

         Инспекторам ГИБДД, прибывшим на место ДТП вы должны передать свое водительское удостоверение и документы на ваше транспортное средство. Относительно причин ДТП ничего не высказывайте. Не нужно нарочно занижать скорость своего автомобиля относительно той, что разрешена ПДД для данного участка дороги. Так, например, если двигаясь со скоростью 60 км./ч. по населенному пункту вы совершили наезд на пешехода, не следует скрывать реальную скорость и говорить, что ехали со скоростью 40 км./ч. При 40 км./ч. тормозной путь автомобиля короче, чем при 60 км./ч., а расчет эксперта может показать, что при скорости 60 км./ч. у вас не было возможности предотвратить наезд, и, таким образом, в происшествии виноват пешеход. В другом же случае при скорости 40 км./ч. у вас такая возможность была, поэтому виновным оказываетесь вы.

         При оформлении протокола ДТП важное значение имеет все, что записывается в него во время осмотра места происшествия. Этому следует уделять большое внимание, потому что в ходе дальнейшего разбирательства от полноты отражения в нем всех обстоятельств будет зависеть очень многое как в ГИБДД, так и в суде, если дело дойдет до судебного слушания.

 При несогласии с тем, как описание места происшествия выполнил инспектор ГИБДД, внесите в протокол собственные замечания или напишите «Не согласен» и поставьте подпись.

         Если пострадавших от ДТП нет, водители при согласии во взгляде на его обстоятельства могут вместе составить схему происшедшего, подписать ее и для дальнейшего оформления прибыть на ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции. В этом случае в схеме нужно указать, кто из водителей признает свою вину. Такие действия возможны только в случаях, когда сумма ущерба от ДТП не превышает 25 тысяч рублей, в нем нет пострадавших и участвует не более двух транспортных средств.

         Не нужно ухудшать свое положение неверными действиями. Виновность, на первый взгляд неоспоримая сразу после происшествия, по окончании тщательного рассмотрения всех его деталей может оказаться неизбежным последствием стечения обстоятельств (действий пострадавших, дорожных изъянов и т. п.) и обернуться невиновностью, частичной или полной.

         Ни вкоем случае на месте ДТП не следует давать никаких показаний, кроме своих данных, и никаких письменных обязательств, потому что в состоянии сильного стресса трудно правильно оценивать все свои действия до происшествия и вспоминать подробности. Заявите о том, что вы не в состоянии рассказывать что-либо ввиду плохого самочувствия. Статья 51 Конституции РФ даёт гражданину право хранить молчание до тех пор, пока он не сможет обеспечить присутствие своего адвоката. Также не следует давать показания при травме головы, поскольку в таком состоянии крайне трудно продуманно и четко формулировать свои мысли.

         Отказываться от оформления документов о происшествии и расплачиваться на месте нежелательно, поскольку, заметив на вашей автомашине повреждения, инспекторы ГИБДД могут заподозрить вас в участии в другом недавно произошедшем поблизости ДТП со смертельным исходом, виновник котрого скрылся и объявлен в розыск. Никогда не соглашайтесь с просьбой другого участника ДТП о том, чтобы обойтись без вызова ГИБДД, даже если он предложит в залог свой паспорт или техпаспорт на автомобиль. Подарить кому-нибудь свои документы и получить новые все равно дешевле, чем оплачивать ремонт чужого автомобиля.

         Нельзя подписывать чистый лист, на котором сотрудник ГИБДД пообещает начертить схему позже, ссылась на нехватку времени. Такая «схема» в конечном итоге может обернуться приговором.

         Не следует оставлять инспектора ГИБДД наедине с другим участником ДТП. Любые действия, такие как измерения тормозных путей, фиксация расположения автомашин, осмотр и описание повреждений, опрос очевидцев и составление схемы ДТП должны производиться в вашем присутствии.

         Уверенность в своей правоте другого участника ДТП и моральное давление со стороны инспектора могут вынудить вас к признанию даже несуществующей вины. Однако на месте ввязываться в скандал не стоит — уважительное отношение сторон друг к другу часто способствует решению многих проблем без лишней нервотрепки. Вообще, такие переговоры лучше всего поручить опытным юристам, поскольку, в отличие от переживших ДТП, они не испытывают эмоций и могут, быстро разобравшись в ситуации, достичь устраивающего обе стороны соглашения.

         До проведения официальной оценки ущерба автомашину ремонтировать не следует.

         Если полученные травмы не требуют вашей госпитализации, примите меры по сохранности вашей машины. Можно вызвать друзей или родственников и организовать буксировку к гаражу, на платную парковку и т. п.

При попадании в ДТП эти простые рекомендации помогут вам существенно сэкономить как время, так и нервы.

Добавить комментарий