Обжалование тендеров
Обжалование тендеров, решений конкурсной и аукционной комиссии
Наиболее частые случаи нарушения конкурсной, аукционной комиссии законодательства о проведении тендеров, жалобы, которые уполномоченными органами признаны обоснованными:
-При проведении тендера, конкурса, аукциона на поставку продукции/оборудования и т.п. заказчик дополнительно требует документы, не указанные в тендерной, конкурсной, аукционной документации. Такими документами могут быть:
а)Заключение по пожарной безопасности;
б)Заключение о соответствии продукции санитарным нормам;
Если предлагаемая продукция/оборудование прошли обязательную сертификацию и ФАС РФ признает жалобу обоснованной, заявитель вправе обратиться в Арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным.
При размещении заказа, умышленно или неумышленно допускаются противоречивые описки/опечатки/помарки и т.п. в тендерной, конкурсной, аукционной документации, на основании которых тендерная, конкурсная, аукционная комиссия своим решением отказывает заявителю в допуске к тендеру, конкурсу, аукциону. В таких случаях, если документы заявителя соответствуют по существу условиям тендерной, конкурсной, аукционной документации и ФАС РФ признет жалобу обоснованной, заявитель вправе обратиться в Арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным;
При размещении заказа на поставку оборудования или товаров, заказчик устанавливает в качестве условия поставку оборудования или товаров определенной марки / модели, или эквивалентного оборудования/товаров. При этом зачастую в тендерной, конкурсной, аукционной документации отсутствуют параметры, по которым возможно определить эквивалентность оборудования или товаров. После чего решение тендерной, конкурсной, аукционной комиссии отказывает заявителю в допуске по причине предоставления «неэквивалентного» оборудования или товара.
Если предлагаемое оборудование/товар соответствуют всем предъявляемым техническим требованиям и ФАС РФ признает жалобу обоснованной, заказчик обязан отменить решение тендерной, конкурсной, аукционной комиссии и провести тендер, торги заново.
В случае, когда отсутствуют законные основания для отказа тому или иному участнику, заказчик всячески уклоняется от оглашения решения тендерной, конкурсной, аукционной комиссии, в частности, не публикует в официальных источниках протоколы заседания тендерной комиссии или публикует их с нарушением установленного законодательством срока. Нарушение заказчиком установленного законом порядка проведения тендера, конкурса, аукциона является основанием для обжалования его результатов в Арбитражном суде.
Заказчик при размещении тендерной, конкурсной, аукционной документации не указывает порядок оценки и сопоставления тендерной, конкурсной, аукционной комиссией поступивших от участников заявок.
Заказчик неправомерно устанавливает в тендерной, конкурсной, аукционной документации положения, которые могут быть установлены только законом или контрактом. Например, заказчик устанавливает в тендерной, конкурсной, аукционной документации право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта. Такое положение может быть установлено только в законе или в государственном контракте. Указание данного условия втендеронй, конкурсной, аукционной документации нарушает законодательство о размещении заказов, и заявитель вправе обратиться в Арбитражный суд с иском об отмене размещения заказа.
Заявитель вправе направить Заказчику в письменной форме запрос с требованием разъяснить те или иные положения тендерной, конкурсной документации. Заказчик обязан дать ответ по существу в письменной форме в течение 2 дней, со дня обращения, и разместить его на официальном сайте госзакупок. Нарушение данных требований влечет административную ответственность для заказчика и у заявителя возникает право обратиться в Арбитражный суд.
Для того, чтобы лишить участников тендера, конкурса, аукциона преимущества низкой цены, заказчик устанавливает в тендерной, конкурсной, аукционной документации заведомо некорректные формулы определения цены (например, цены за единицу продукции). В результате все участники тендера, конкурса получают по 1 или по 0 баллов. Тем самым нивелируется преимущество участника, предложившего наименьшую цену, и заказчик отдает предпочтение «нужному» ему участнику. Использование подобных некорректных формул нарушает законодательство о размещении заказов и дает участнику тендера, конкурса возможность обратиться в Арбитражный суд.
Заказчик, вместо указания технических требований к товарам, намеренно указывает в тендерной, конкурсной, аукционной документации определенные товарные знаки, что лишает заявителей возможности определять эквивалентность товара. Указание товарных знаков в тендерной, конкурсной, аукционной документации является нарушением законодательства о размещении заказов.
Заказчик в тендерной, конкурсной, аукционной документации намеренно указывает расплывчатую формулировку, что предлагаемая продукция и услуги должны соответствовать всем стандартам качества, обычно предъявляемым к подобным товарам и услугам. После чего, участникам решением тендерной, конкурсной, аукционной комиссии отказывается в допуске к тендеру, конкурсу, аукциону на основании несоответствия товаров или услуг конкретным ГОСТам, СНиПам, техническому регламенту и т.п., прямо не указанных в тендерной, конкурсной документации. Такой отказ является неправомерным.
Заказчик, при размещении заказа на поставку товаров, устанавливает в качестве требования, что поставщик должен быть авторизованным / официальным дилером компании-производителя, иметь собственный сервисный центр и т.п. Установление подобных ограничений в тендерной, конкурсной, аукционной документации неправомерно.
Заказчик, при размещении заказа, вправе требовать от участников заявления в декларативной форме о соответствии тем или иным требованиям, указанным в законодательстве. Однако, если заказчик при этом в тендерную, конкурсную, аукционную документацию не включил формы подобных деклараций, то он не вправе отказать участнику в допуске к тендеру, конкурсу, аукциону на основании непредоставления такой декларации.
Заказчик, при размещении заказа на поставку товара, устанавливает требование указывать в заявке страну происхождения товара. Данное требование является неправомерным и заявитель вправе обжаловать отказ в допуске к участию в тендере, конкурсе в Арбитражный суд.
Если ситуация подходит под описанные выше случаи, можно смело готовить жалобу на решение тендерной, конкурсной, аукционной комиссии, которую с очень большой вероятностью удовлетворят .